В полет на мини-таймерной

18 января 2017 - Администратор

В последнее время устойчивой популярностью пользуются авиамодели с распространенным двигателем ДП-03. Простота работы с этим мотором дает возможность молодым спортсменам быстро приобрести опыт его эксплуатации и совершенствовать свои микросамолеты, добиваясь высоких полетных результатов.

В нашем кружке была разработана и построена таймерная модель для участия в ежегодных городских соревнованиях. В качестве «прототипа» принята удачная разработка коллег из Чехии. Выбор сделан не случайно – в подобном национальном классе таймерных моделей чешские спортсмены в течение многих лет добиваются высоких стабильных результатов как на соревнованиях у себя в стране, так и на международных состязаниях. На протяжении последних четырех лет модель-прототип неоднократно занимала призовые места в престижных чемпионатах.

 

Общие геометрические параметры мини-таймерной модели

Общие геометрические параметры мини-таймерной модели

 

Наша таймерная, как и чешская, цельнобальзовой конструкции. Но после ряда расчетов и проб некоторые кружковцы стали использовать более доступные материалы. Фюзеляж первой модификации изготовлен из бальзовых пластин толщиной 2 мм, причем к хвостовой части они плавно сошкуриваются до 1,2 мм. Бальзовый шпон по плотности должен быть около 0,1...0,12 г/см3. Склейка пластин в короб выполняется на нитроклее (как в основном и вся модель) или клее типа цианоакрилатного (например, «Super-Glue»). К переднему торцу короба приклеивается моторный шпангоут из фанеры толщиной 2 мм. Затем в носовой части вырезается круглое отверстие под штатный баллон-бачок, которое обрабатывается так, чтобы бачок входил в него без усилия, но не болтался от вибрации при работе мотоустановки. Ось отверстия находится в 25 мм от торца фюзеляжа. На длине 120 мм передняя часть последнего обклеивается тонкой микалентной бумагой на нитроклее или эмалите. В хвостовой части верхняя половина корпуса срезается на длину хорды стабилизатора. Из шпона бальзы толщиной 1 мм вырезаются и наклеиваются: шпангоут перед горизонтальным оперением, торцевой полушпангоут, площадки опоры горизонтального оперения. Для установки фитиля детермализатора приклеивают бамбуковый штырек диаметром примерно 1,5 мм и длиной 15-20 мм.

 

Полуразмах крыла

Полуразмах крыла

 

Пилон крыла изготавливается из самой плотной бальзы толщиной 3 мм (волокна древесины направлены вертикально). Верхний обвод пилона повторяет нижнюю кривую профиля крыла. Площадки-опоры вырезаются из шпона бальзы толщиной 2 мм. Под передней и задней кромками крыла – площадки размером 15x15 мм, под лонжероном – 30x15 мм. В пилон вклеиваются бамбуковые штыри диаметром 1,5 мм и длиной 10-12 мм; здесь же монтируются усилительные косынки из фанеры толщиной 0,8 мм (с обеих сторон). Для облегчения пилона вырезают два отверстия (их размер и расположение указаны на рисунке). В фюзеляже делается паз, и пилон устанавливается на место. Внешняя его часть с двух сторон оклеивается тонкой микалентной бумагой и покрывается эмалитом.

Из бальзы толщиной 1 мм вырезается киль. В его верхней части наклеивается полоска бальзы с направлением волокон по полету. К фюзеляжу киль приклеивается встык, затем поверхность его покрывается один-два раза жидко разведенным нитролаком или эмалитом.

 

Стабилизатор

Стабилизатор

 

Стабилизатор набран из восьми нервюр, вырезанных из бальзы толщиной 1 мм. Центральная нервюра и законцовки – из бальзы толщиной 3 мм. Стрингеры – сечением 2x2 мм; задняя кромка – из бальзовой рейки 2x8 мм, передняя – из рейки 3x4 мм. После сборки каркаса кромки вышкуриваются по профилю оперения. Стабилизатор обтягивается тонкой микалентной бумагой и покрывается тремя слоями жидкой смеси нитроклея и нитролака (соотношение 1:1). После лакировки в центральную нервюру вклеиваются бамбуковые штыри диаметром 1,5 мм: длиной 35 мм – под фитиль и 5 мм – для крепления стабилизатора к фюзеляжу (с помощью резинового кольца). Готовый стабилизатор заневоливают на ровной доске-стапеле минимум на две недели – для полного высыхания покрытия и окончательной утяжки обшивки.

 

Фюзеляж в сборе с килем

Фюзеляж в сборе с килем

 

Крыло собирается по частям из одинаковых по сечениям бальзовых кромок, лонжеронов и 25 нервюр толщиной 1 мм. Стыковочные нервюры и законцовки – из бальзы толщиной 3 мм. Сечение передней кромки – 5x5 мм, задней – 2x15 мм. В корневой части центроплана к лонжерону приклеивается усилительная стенка из бальзы толщиной 1 мм. Собранные каркасы центроплана и двух «ушек» вышкуривают по профилю, подгоняя кромки (переднюю и заднюю). Стыковочные нервюры обрабатывают с торцов под углом установки «ушек». Готовые каркасы обтягивают тонкой микалентной бумагой и покрывают лаком, как стабилизатор. Для придания плоскостям необходимых круток их закрепляют на две недели в стапеле. Концы «ушек» закручены на отрицательный угол 3° (вниз), правая часть центроплана – на положительный угол 2° (вверх). После полной выдержки в стапелях центроплан и консоли склеивают встык эпоксидной смолой.

Крыло стыкуется с фюзеляжем с помощью двух резиновых колец сечением 1x1 мм, а стабилизатор – одного. В торцевом шпангоуте сверлятся три отверстия для крепления моторчика. При их разметке используйте сам двигатель. На этой модели ось вала мотора совпадает с осью фюзеляжа в вертикальной плоскости и скошена на 2° вправо в горизонтальной. Чтобы правильно расположить бак, трубку питания осторожно «завивают» на один дополнительный оборот «радиатора», что улучшает термодинамику мотоустановки и одновременно позволяет избавиться от «лишних» трубопроводов. Масса готовой модели не должна превышать 60 граммов.

 

Профили крыла (А) и стабилизатора (Б)

Профили крыла (А) и стабилизатора (Б)

 

Тем, кто считает трудоемким изготовление коробчатого фюзеляжа, можно посоветовать упрощенный (и уже неоднократно опробованный) вариант – замену его рейкой из легкой ели или осины с удельным весом не более 0,35 г/см3. Сечения рейки-фюзеляжа таковы: у моторамы – 8x8 мм, к хвосту она плавно утончается до 3,5x3,5 мм. Рейка шлифуется и покрывается лаком. Остальные детали почти не меняются. Заметим, что рейку-фюзеляж можно сделать и из бальзы плотностью 0,12 г/см3; ее размеры – 12x12 мм и 7x7 мм соответственно. Фанерную пластину-мотораму в этом случае можно изготовить точно по контурам посадочного места моторчика и дополнительно подкрепить ее тремя треугольными косынками из бальзы толщиной 2 мм (длина катета косынки – 25 мм). Подклеиваются косынки по осям отверстий крепления ДП-03. Бак приматывается нитками к пилону, в котором ставят дополнительные бамбуковые штыри. Пилон по конструкции не меняется, лишь уменьшается высота его заготовки, так как он монтируется на фюзеляже встык на эпоксидной смоле.

Комментарии (0)

Разделы статей