Резиномоторная «парта» - модель самолета своими руками

13 января 2017 - Администратор
Резиномоторная «парта» - модель самолета своими руками

В проектировании и создании предлагаемой резиномоторной класса В1 учитывались три основных требования: недефицитность материалов, относительная технологическая простота изготовления и достаточно высокие летные характеристики. Модель с этими свойствами очень нужна на этапе перехода от простых схематических к таким, с которых начинаются «погони» за результатом на соревнованиях любого ранга.

Из ранних публикаций «Моделиста-конструктора» при проектировании нового аппарата более всего привлекли некоторые узлы и детали, а именно – силовая труба-балка фюзеляжа, намотанная из крафт-бумаги на эпоксидной смоле, однолопастный винт с балансиром и простое по конструкции крыло, напоминающее технику чемпиона международных соревнований. После анализа и размышлений и получилась представляемая вниманию читателей модель.

Фюзеляж изготовлен, как и предполагалось, из крафт-бумаги, пропитанной эпоксидной смолой и намотанной на оправку (толщина стенок трубки не должна быть менее 0,4-0,42 мм). Готовая деталь зачищается мелкозернистой шкуркой и лакируется или красится водонепроницаемыми эмалями. Передняя и задняя бобышки выточены из дюралюминия. Толщина стенок стаканчиков, вставляемых на клею в трубу-фюзеляж, не должна превышать 0,5-0,6 мм.

 

Рис. 1. Геометрические параметры резиномоторной модели

Рис. 1. Геометрические параметры резиномоторной модели

 

Хвостовая балка прямоугольного сечения – из сосновой, еловой или липовой рейки сечением 6x6 мм, уменьшенным до 3,5x3,5 мм в хвостовой части. Балка выстругана и покрыта паркетным лаком, не дающим коробления детали при высыхании.

Бобышка и воздушный винт были изготовлены, как рекомендовалось в «Моделисте-конструкторе» №4 за 1994 г. Данное решение считаем достаточно удачным. Но если у вас есть готовые бобышки обычного типа под двухлопастный винт, то смело применяйте их. Ведь основное назначение подобной модели – тренировки и еще раз тренировки. А только опыт позволит достигнуть значительных результатов (притом стабильных!) и – значит – выиграть соревнования.

 

Рис. 2. Стабилизатор

Рис. 2. Стабилизатор резиномоторной модели самолета:

1 – задняя кромка (липа, сосна 4x1,2 мм); 2 – законцовка (липа, шпон 1,2 мм); 3 – лонжерон (сосна 3x1 мм); 4 – косынка (липа, шпон 1,2 мм); 5 – передняя кромка (сосна 2x2 мм); 6 – прямая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 7 – косая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 8 – центральная нервюра (липа, шпон 1,2 мм); 9 – обшивка (наполненный лавсан 0,015 мм)

 

Киль наборный, хотя можно его выполнить и из бальзовой пластины, пенопласта или даже выгнуть из дюралевой спицы диаметром 2 мм. Особого практического значения его конструкция не имеет. Какой вариант вы считаете наиболее приемлемым, такой и используйте.

Стабилизатор наборный, с прямыми и диагональными нервюрами и двухполочным лонжероном. Если у вас есть возможность изготовить кромки и нервюры оперения из бальзы – отлично, если нет – используйте липу или осину плотностью 0,33-0,37 г/см3. Из отечественных материалов получается стабилизатор массой около 5-7 г. Обтяжка – тонкой (0,015 мм) матовой лавсановой пленкой. Один опытный экземпляр был обтянут тончайшим металлизированным лавсаном от конденсаторов, какой обычно применяют ракетомоделисты. Результаты оказались весьма хорошими – 3,7 г на весь стабилизатор из бальзы. Но он оказался недостаточно прочен и нередко ломался при посадках.

 

Рис. 3. Крыло

Рис. 3. Крыло резиномоторной модели самолета:

1 – задняя кромка (сосна 6x2 мм); 2 – законцовка (липа, шпон 2 мм); 3 – лонжерон (сосна 6x1,5 мм); 4 – косынка (липа, шпон 1,2 мм); 5 – передняя кромка (сосна 3x5 мм); 6 – стыковочная нервюра (липа, шпон 1,2 мм); 7 – обшивка (наполненный лавсан 0,015 мм); 8 – прямая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 9 – косая нервюра (липа, шпон 0,8 мм); 10 – центральная нервюра (липа, шпон 2 мм); 11 – ложемент (сосна 3x3 мм; привязывать после обтяжки крыла). Стенка лонжерона – липовый шпон 0,8 мм на ушке крыла, шпон 1,2 мм по центроплану. Ушко пристыковывается к центроплану после обтяжки крыла без усилений на эпоксидной смоле

 

Прежде чем рассказать о крыле, несколько замечаний о системе детермализатора. Если у вас нет таймера, то использование фитиля для аэродинамической перебалансировки станет неплохим решением (хороший таймер делается из обычного фотографического, а это работа долгая, тонкая и кропотливая). Мы применили нестандартный прием перебалансировки крыла для ввода модели в режим парашютирования. Способ прост и позволяет не довешивать на хвост дополнительных приспособлений. Это экономит вес узла оперения и, следовательно, обеспечивает большое плечо стабилизатора при подборе нужной центровки (стабилизатор крепится неподвижно). Единственное условие – крыло после срабатывания таймера или фитиля должно составлять с осью фюзеляжа угол примерно 35-37°. Модель парашютирует носом вниз и касается земли своей силовой частью.

Подкосы, на которых крепятся ложементы крыла, аналогичны по схеме модели «Стрекоза», описанной в «Моделисте-Конструкторе» №4 за 1990 год. Они выполнены из алюминиевых вязальных спиц диаметром 2,5 мм. Уголки и хомутики изготовлены из белой жести от консервных банок. Нитки №10 или типа «Маккей».

 

Рис. 4. Схема детермализатора

Рис. 4. Схема детермализатора:

1 – фюзеляж; 2 – проклеенные нитки; 3 – стойка переднего подкоса; 4 – ложемент; 5 – ушко (дюраль 0,8 мм); 6 – нитка; 7 – хомут с винтом; 8 – фитиль; 9 – корд; 10 – уголок фиксатора ложемента; 11 – кембрик; 12 – задняя стойка подкоса

 

Центровка готовой модели должна находиться примерно в 60% от передней кромки крыла. Первые запуски лучше проводить в спокойную погоду со слабым ветром. Резиномотор закручивается не более чем на 100-150 оборотов. Время горения фитиля подбирается опытным путем.

В остальном, что касается регулировки моторного полета и планирования модели, еще раз настойчиво рекомендуем перечитать и запомнить советы, включенные в материал «Стрекоза»-победительница».

 

Рис. 5. Профили крыла (А) и стабилизатора (Б). Профиль косых нервюр крыла получают геометрическим построением

Рис. 5. Профили крыла (А) и стабилизатора (Б). Профиль косых нервюр крыла получают геометрическим построением

Комментарии (0)

Разделы статей