«Ягуар XK-120»: лучший из прототипов

18 января 2017 - Администратор
«Ягуар XK-120»: лучший из прототипов

Наша разработка предназначена для не слишком «шикующих», но еще активно действующих технических кружков. Дело в том, что мы попытались создать универсальную конструкцию, позволяющую мальчишкам строить весьма эффектные и привлекательные для них спортивные микромашины-копии, иногда даже не укладывающиеся в условия «Правил соревнований». Главное, как нам кажется, – доступными способами увлечь новичка, не дать ему разочароваться в автомоделизме, а дальше уже будет значительно проще.

Основой нашей разработки стала многовариантная копия необыкновенного по своим внешним формам автомобиля «Ягуар» 50-х годов. Именно с учетом конфигурации его кузова сделана оснастка для вакуумной вытяжки (об этой технологии уже достаточно подробно рассказывал «Моделист-конструктор») оболочки из любого листового пластика. Масштаб копирования – 1:18. Не укладываясь в список известных масштабов, он позволяет при длине копии 231 мм создавать машины не только известных классов ЭЛ-3, ЭЛ-4, РМ-2, но и «самопальных», разработанных в рамках отдельных кружков. Так, у нас существует подкласс кордовых автомоделей с бортовым питанием для соревнований по правилам, близким к ЭЛ-3. По сравнению с «прямоходами» ЭЛ-4 у нас введено более жесткое ограничение по источникам питания: можно использовать только обычные отечественные плоские батареи («алкалайны» не допускаются). На двигателях исключительно отечественного производства разрешено лишь дорабатывать щеточный узел для повышения его термостойкости. Заезды проводятся как в упражнении «скорость» на базе в десять кругов, так и в аналоге «ралли» – на скорейшее прохождение фиксированного большого числа кругов. В ближайших планах у нас переход на быстрозаряжаемые пальчиковые аккумуляторы с синтрованными электродами, что не только сократит финансовые расходы на бесконечное приобретение партий батареек, но и поставит юных участников в равные условия на соревнованиях.

 

Универсальная автомодель-копия с электроприводом

Универсальная автомодель-копия с электроприводом

 

Шасси на нашей модели сделано из дюралюминиевых пластин и имеет настолько простую схему, что его изготовление в особых пояснениях не нуждается – все ясно из приведенных рисунков. В основном варианте задние ведущие колеса ставятся непосредственно на удлиненный вал электродвигателя марки МП-2-007. Еще раз спасибо «Моделисту-конструктору» за подсказки – именно из журнала мы узнали об этом удачном моторчике. Не вызывает особых сложностей и схема «подвески» двигателя на своем валу, когда корпус вообще не крепится на модели, а лишь с помощью легкой скобы удерживается от проворота. Именно в таком варианте при прямой передаче на колеса ликвидируются все потери, связанные с несоосностью подшипниковых отверстий, да и условия вращения якоря несравненно лучше, чем при консольном монтаже колес. Возвращаясь к электродвигателю, заметим, что выбор масштаба копирования «Ягуара» был обусловлен габаритами именно двигателя.

 

Серийный спортивный двухместный автомобиль Ягуар ХК-120, М 1:24

Серийный спортивный двухместный автомобиль «Ягуар ХК-120», М 1:24

 

Дополнительно на модели монтируется остановочное приспособление. Ступицы колес отливаются из предварительно подкрашенной масляной краской эпоксидной смолы. Шины вытачиваются из микропористой резины на станке или с помощью электродрели. Оси сделаны из стальных вязальных спиц диаметром 2 мм. Подшипниковых вставок рама шасси не имеет, так как при толщине в 2...3 мм каленый дюралюминий с успехом заменяет бронзу. Крепление оболочки кузова на шасси – любым удобным способом, не портящим внешний вид копии. Кордовая планка фиксируется на пластинах рамы винтами М3, а батарея питания электродвигателя – жесткими резиновыми кольцами.

В заключение хотелось бы сказать, что начали мы свою работу с типового кузова, перейдя затем к стандартизованному шасси (исключая резиномоторные модификации). Сейчас в нашем кружке готовится целый ряд приспособлений для вакуумной вытяжки различных кузовов.

Характеристика Масштаб
1:1 1:8 1:12 1:18 1:24 1:32
Длина 4152 519 346 231 173 130
Ширина 1632 204 136 91 68 51
Высота 1272 159 106 71 53 40
База 2520 315 210 140 105 79

Описание автомобиля-прототипа Ягуар ХК-120

Одним из старых разработчиков, до сегодняшнего дня выпускающим скоростные лимузины высочайшего класса, является известная английская фирма «Ягуар». Спортивные машины-«ягуары» завоевали всемирное признание уже в 1951-1957 годах, когда помогли своим владельцам пять раз выиграть крупнейшие международные гонки. Наиболее известным автомобилем той поры был «Ягуар-Д», путем последовательных трансформаций возникший из серийной модели «Ягуар ХК-120». Именно последняя машина и явилась прототипом, привлекшим наше внимание благодаря своей истории и изысканности форм кузова.

 

Jaguar XK120

 

«Ягуар ХК-120» – двухместный автомобиль спортивного типа, который изготовлялся серийно в нескольких вариантах, отличавшихся в основном крышей салона (жесткая или убирающаяся) и расположением места водителя (лево- или правостороннее). В период 1948-1954 годов было выпущено 12078 машин этой марки.

Кузов «Ягуара ХК-120» выполнен нетрадиционным методом. Он дюралюминиевый и установлен на деревянной раме (некоторые машины поздних серий имели уже стальной кузов и стальную раму). Двигатель водяного охлаждения размещен впереди, под развитым по длине капотом. Он рядный, шестицилиндровый; рабочий объем – 3442 куб. см., степень сжатия – 7. Максимальная мощность – 150 л.с. при 5200 об/мин, или 160 л.с. при тех же оборотах и степени сжатия 8. Трансмиссия включала частично синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Передние колеса – с независимой подвеской, подрессоренной с помощью витых пружин и амортизаторов. Задний мост неразрезной, подвешен на обычных рессорах, дополненных двумя амортизаторами. Тормоза барабанного типа установлены на всех четырех колесах. Полная масса машины – 1117 кг. Максимальная скорость – 192 км/ч.

 

Jaguar XK120

 

Интересно отметить, что изображенный на рисунках «Ягуар ХК-120» имеет в своем распоряжении австрийский архитектор А. Мербах. Машина полностью на ходу, и ее можно увидеть на ежегодных слетах-соревнованиях сохраненных, реставрированных или вновь созданных по старым чертежам автомобилей-раритетов. «Ягуар» А. Мербаха принимает участие в стартах категории GT в числе самых быстрых представителей этого класса – «альфа ромео», «лотусов», «триумфов» и «феррари». На фотографиях показана машина со стартовым номером 11; кузов ее красного цвета. Конечно, не на пользу исторической правдивости идет наклеенная над стартовым номером эмблема «Camel» и более широкие, чем надлежало бы быть, шины колес.

 

Jaguar XK120

 

Описание и чертежи автомобиля «Ягуар ХК-120» подготовлены с использованием материалов из чешского журнала «Моделарж».

Рейтинг: 0 Голосов: 0 161 просмотр
Комментарии (0)

Разделы статей