«Балтика» не только на Балтике. Траулер (МРТ) типа «Балтика» пр. 1328

17 января 2017 - Администратор
«Балтика» не только на Балтике. Траулер (МРТ) типа «Балтика» пр. 1328

Впервые добыча рыбы тралом по кормовой схеме траления была осуществлена в нашей стране в 1955 г.

Тогда в Управление Мурманского тралового флота (ТралФлот) пришли из ГДР два «новостроя» – большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Пушкин», на котором в должности четвертого помощника капитана начинал свою службу автор этих строк, и вслед за ним – БМРТ «Гоголь». Ранее все траулеры работали по бортовой схеме траления, имевшей наряду с преимуществами и свои недостатки, главным среди которых было недостаточное горизонтальное раскрытие устья трала.

Но и схема кормового траления была принята не сразу. Скептики опасались частых намоток на винт орудий лова, так как слип для спуска и подъема трала располагался в корме над гребным винтом. Первые же промысловые рейсы БМРТ показали полную безопасность кормового траления. После продолжительной обкатки и внесения ряда усовершенствований схема сначала «перекочевала» на среднетоннажные, а затем и на малые траулеры. Преимущества были столь очевидны, что сегодня рыбаки, пожалуй, уже позабыли о том времени, когда безраздельно господствовала «бортовая».

Малый рыболовный траулер всегда пользовался большим успехом в рыболовецких колхозах и кооперативах. Сейчас приобрести его могут позволить себе и частные судовладельцы. Кто откажется от небольшого, дешевого в эксплуатации, имеющего малую осадку (что очень важно для базирования в мелководных портах) суденышка? Видимо, это имели в виду создатели малого рефрижераторного траулера (МРТ) типа «Балтика», проект 1328. Суда этого типа начали строить с 1971 г. в г. Сосновка Кировской области на Сосновском судостроительном заводе. Несмотря на свои миниатюрные размеры (длина наибольшая – 25,45 м, ширина – 6,8 м, высота борта на миделе – 3,3 м), он может вести траление как в автономном режиме, так и в близнецовом.

 

Малый рыболовный траулер (МРТ) типа «Балтика» пр. 1328

 

Обычно МРТ работают 12-метровым тралом (ширина устья – 12 м). Но иногда целесообразней использовать трал больших размеров, например, 31,8-метровый. Однако один траулер его не потянет, маловата мощность главной энергетической установки – всего лишь 300 л.с. Тогда-то и применяют близнецовый способ. Два судна буксируют один большой трал, следуя параллельными курсами на некотором удалении друг от друга. Каждый из них тянет свой ваер (трос для буксировки трала).

По окончании траления оба «близнеца» начинают выбирать ваера на барабаны своих лебедок. Закончив выборку, на одном из судов ваер отсоединяют, и трал поднимают на борт другого судна. Спуск трала выполняют в обратной последовательности.

МРТ типа «Балтика» могут брать на борт до 40 т рыбы, которая замораживается в трюме. При хорошей промысловой обстановке за один подъем можно добыть до 5-10 т рыбы, поэтому партнеры обычно поднимают трал поочередно. Выловленная рыба должна быть хоть как-то рассортирована и обработана. Для экипажа в 7 человек задача нелегкая, но «рыбак дважды моряк», так что справляются.

Когда трюм заполнен рыбой, появляется заметный дифферент на корму: осадка носом достигает 1,9 м, кормой – 2,84 м. Это позволяет судну идти по речному фарватеру и вести лов не только в море, но и в озере.

Масса пустого корпуса МРТ составляет всего 130,2 т, поэтому доковые работы по ремонту может выполнять любой судоремонтный завод, располагающий плавкраном соответствующей грузоподъемности. Сегодня есть краны, способные поднимать груз массой в 1500 т. В полном грузу водоизмещение траулера достигает 175 т. В качестве движителя используется стальной четырехлопастный гребной винт фиксированного шага диаметром 1,5 м. Судовая электростанция включает два дизель-генератора мощностью по 12 кВт, обеспечивающих электроэнергией привод траловой лебедки с двумя барабанами, на которые сматываются ваера. При этом на каждом барабане развивается усилие в 1,4 т, а скорость выборки троса достигает 65 м/мин.

 

Малый рыболовный траулер (МРТ) типа «Балтика» пр. 1328

 

Гребной винт помещен в пропульсивную поворотную кольцевую насадку, что улучшает буксировочные возможности судна; кроме того, она используется в качестве руля. Поворот насадки осуществляется с помощью электропривода. На палубе имеются две грузовые стрелы грузоподъемностью по 0,9 т, установленные на портале. Грузовые лебедки отсутствуют, поэтому ходовой конец грузового троса (лопаря) выбирается или травится через направляющие блоки с помощью малых барабанов (турачек) траловой лебедки.

Якорное устройство включает один шпиль с электроприводом и три якоря Холла, два из которых – становые массой по 250 кг каждый (расположены в якорных клюзах с нишами) и один запасной массой 100 кг. На становой якорь приходится по 11 стандартных смычек якорной цепи калибром 17 мм.

В случае гибели судна для спасения экипажа имеются два плота ПСН-10М, по одному с каждого борта. Они раскрываются автоматически после того, как контейнер с плотом будет выброшен за борт. Внутри плота находятся НЗ, аптечка и питьевая вода в герметичных жестяных банках. Если по каким-либо причинам плот не будет сброшен, то на глубине 10 м сработает гидростат, который разъединит найтовы, крепящие плот, и он всплывет на поверхность в надутом состоянии, готовый принять на борт потерпевших.

Судовые помещения имеют паровое отопление. Пар вырабатывается вспомогательным котлом, работающим на мазуте в автоматическом режиме. Производительность котла – 0,68 т/час, давление пара – 1,2 кгс/кв. см. Кроме того, на судне имеются: осушительная система – для откачки трюмной воды за борт с помощью эжектора производительностью 15 куб.м/час или ручного насоса производительностью 6 куб.м/час, и пожарная, снабженная специальным насосом производительностью 25 куб.м/час, способным дать струю воды высотой в 30 м.

Рефрижераторная установка компрессионного типа работает на Хладоне-12. Трюм изолирован плитами из штапельного стекловолокна марки Б толщиной 100 мм, что позволяет даже летом поддерживать в нем температуру от -0,5°С до -2°С. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить улов до прибытия судна в порт.

 

Малый рыболовный траулер (МРТ) типа «Балтика» пр. 1328

 

Суда строятся в соответствии с классификацией Регистра и имеют класс «КМ©ЛЗ1 рыболовное». Что это значит? «К» и «М» означают, что наблюдение за постройкой корпуса и механизмов осуществляет Регистр. Звездочка в кружочке – знак Регистра. Символ «ЛЗ» означает, что судно может плавать во льдах под проводкой ледокола. Также ему разрешено самостоятельное плавание в битом льду. И, наконец, последний значок «1» означает, что оно может свободно ходить как в открытых, так и закрытых морях с удалением не более чем на 200 миль от порта-убежища и находиться в районах между двумя портами-убежищами, расстояние между которыми не превышает 400 миль. Такое ограничение не столь существенно, так как промысловые районы в подавляющем большинстве находятся в этих пределах. Со скоростью 10,1 узла судно проходит расстояние в 1350 миль. Плановая продолжительность рейса – 6 суток.

Корпус МРТ изготовлен из стали, все детали соединены сваркой. Непотопляемость обеспечивается четырьмя водонепроницаемыми переборками, которые делят его на пять отсеков. При повреждении судно может оставаться на плаву, если вода затопит один отсек, но не машинное отделение – в этом случае оно затонет. Однако вероятность того, что пробоина придется именно на машинное отделение, достаточно низка, поэтому МРТ можно считать непотопляемым.

Грузовой трюм емкостью 70 куб. м оборудован водонепроницаемым люком размером 1,3x1,4 м. Топливные цистерны вмещают 12 т солярки и 0,16 т флотского мазута. Запас пресной воды для экипажа – 3,8 т, что вполне хватает на весь рейс.

Судно оснащено современной радиоэлектронной навигационной аппаратурой. На нем установлена радиостанция для маломерных судов, а также УКВ-радиостанция типа «Сейнер». Кроме того, имеется малогабаритный радиолокатор типа «Кивач», радиопеленгатор типа СРП-5, лаг, рыбопоисковая аппаратура типа «Судак» (гидролокатор для маломерных судов). По желанию заказчика устанавливается и другая аппаратура.

 

Малый рыболовный траулер типа Балтика

Малый рыболовный траулер типа Балтика

Малый рыболовный траулер типа «Балтика»:

1 – якорный огонь (белый), 2 – якорный шпиль, 3 – тифон, 4 – дополнительный огонь (красный), 5 – дополнительный огонь (белый), 6 – навигационная РЛС, 7 – топовый огонь (белый), 8 – навигационная РЛС «Furuno», 9, 10 – сигнальные огни «Судно занято тралением» (соответственно – белый и зеленый), 11 – кормовой огонь (белый), 12 – перо руля, 13 – люк грузового трюма, 14 – траловая лебедка, 15 – люк аварийного выхода, 16 – бортовые сигнальные огни (левый – красный, правый – зеленый), 17 – контейнер спасательного плота ПСН-10М, 18 – люк форпика, 19 – клюз швартовый, 20 – кнехты крестовые, 21 – ящики для сигнальных ракет, 22 – сетевыборочная машина комплекса «Трио Нексе», 23 – лоток сортировки рыбы, 24 – каркас тента, 25 – сетеукладочная машина, 26 – слип, 27 – распорные траловые доски, 28 – вьюшка носовая, 29 – контроллер управления якорным шпилем, 30 – тифон, 31 – магнитный компас, 32 – телевизионная антенна, 33 – радиопеленгатор, 34 – прожектор, 35 – мягкий кранец (2 шт.), 36 – клотиковые огни (верхний – красный, нижний – белый), 37 – сигнальные огни «Выметанные снасти простираются в море > 150 м» (белый), 38 – сигнальные огни «Лишен возможности управляться» (красный), 39 – сигнальные фигуры по МППСС-72, 40 – ящик для сигнальных фигур и флагов, 41 – лампы палубного и дежурного освещения, 42 – электрощит питания с берега, 43 – кабель питания с берега, 44 – контейнер для отходов, 45 – топор, 46 – пожарное ведро, 47 – пожарный багор, 48 – предохранительный валик, 49 – портал, 50 – стрела грузовая (0,9 т), 51 – буи для дрифтерных сетей (24 шт.), 52 – тент, 55 – стрела грузовая с гидравлической лебедкой, 56 – антенна, 57 – кран-распределитель гидравлической лебедки, 58 – вьюшка кормовая, 59 – кольцевая пропульсивная насадка, 60 – скуловой киль, 61 – протектор антикоррозионной защиты, г, д, е – обозначение антенн

 

Помещения для экипажа, хоть и небольшие, но достаточно комфортные, добротно отделанные. Для отдыха во время плавания имеется 5 коек.

Встретить эти суденышки можно в любом районе океана, где они занимаются экспедиционным промыслом. За тридевять морей их перегоняют небольшими отрядами, состоящими из 2-4 единиц в сопровождении корабля, имеющего неограниченный район плавания. Так же они возвращаются в порт приписки.

В районе промысла МРТ становятся ловцами, сдающими свой улов на борт плавбазы. Там же они получают топливо, пресную воду, продукты, орудия лова и прочее. На борту плавбазы экипаж может отдохнуть, помыться в бане и привести себя в порядок, при необходимости – получить медицинскую помощь. Здесь же находится и бригада судоремонтников, готовая всегда выполнить мелкий ремонт. Это судно на время становится портом-убежищем для маленького траулера-труженика.

МРТ охотно берут в эксплуатацию различные предприятия, организованные за рубежом с участием российских рыбаков. Поэтому добротные, недорогие и надежные в эксплуатации суденышки всегда будут пользоваться спросом, а их эффективность на промысле уже доказана практикой.

Рекомендации по постройке модели МРТ «Kalvene», пр. 1328

Малый рыболовный траулер типа «Балтика» – хороший прототип для постройки модели-копии в масштабе 1:50 в классе Ф2Ю-600. Он обладает целым рядом преимуществ. Тан, высокий надводный борт в районе полубака обеспечивает достаточно хорошую всхожесть на волну, что немаловажно при проведении соревнований на открытой воде. Большой внутренний объем корпуса позволяет свободно разместить ходовой электродвигатель, аккумуляторы и радиоаппаратуру управления. Наличие слипа накладывает повышенные требования к водонепроницаемости всех люков доступа внутрь модели, так как на заднем ходу возможно заливание палубы через него. Поэтому желательно все люки уплотнить, а внутренний объем под полубаком полностью герметизировать.

На чертежах изображен конкретный МРТ «Kalvene» (порт приписки – Клайпеда) в полном соответствии с требованиями «Правил проведения соревнований по судомодельному спорту». Это типичный представитель судов типа «Балтика», имеющий, однако, целый ряд отличий, вызванных его участием в августе 1990 г. в международной выставке «ИНРЫБПРОМ-90» в Санкт-Петербурге. Так, по правому борту дополнительно установлен сетевыборочный комплекс для дрифтерного лова «Трио Нексе» с лотком для сортировки рыбы; рабочее место закрыто тентом из непромокаемой ткани ярко-синего цвета, натянутой на трубчатый каркас. Металлическая конструкция комплекса изготовлена из нержавеющей стали и не окрашена. К порталу со стороны правого борта приварен сепаратор из нержавеющих труб с ящиком для размещения буев дрифтерных сетей. Буи имеют характерную окраску: шест – неокрашенная алюминиевая труба, поплавок – белого, а шар – черного цвета. На портале левого борта к грузовой стреле добавлена еще одна – с гидравлической лебедкой – для погрузки ящиков с рыбопродукцией. Сам портал – сварной, коробчатого типа с расположенными на верхней площадке вентиляционными оголовками. Кроме того, на этом МРТ была смонтирована японская навигационная щелевая РЛС «Furuno».

Окраска судна произведена в соответствии с «Правилами окрашивания судов флота рыбной промышленности СССР»:

  • светло-серый – надводный борт, фальшборт, траловая лебедка, фундаменты якорного шпиля и цепного стопора, переходный трап, антенна РЛС, тифон, магнитный компас, прожектора на рубке и портале, рамка радиопеленгатора, кормовая вьюшка;
  • коричневый – подводная часть корпуса, палуба (металлическая), люки на палубе, верхний мостик;
  • черный – якоря, якорная цепь, якорный шпиль, цепной стопор, кнехты, палубные и бортовые швартовые клюзы, надписи на борту и рубке, надписи на плотах, козырьки труб, трап на верхний мостик, ширмы бортовых отличительных огней, марки углубления выше ватерлинии;
  • зеленый – зона переменных ватерлиний, крышка люка аварийного выхода;
  • палевый – мачта, порталы, грузовые стрелы;
  • красный – пожарный инвентарь, отличительная полоса на кожухе дымовой трубы;
  • желтый – окантовка отличительной полосы на кожухе дымовой трубы, эмблема на трубе;
  • оранжевый – спасательные круги;
  • синий – распорные траловые доски, маркировка шпангоутов, забортных отверстий и водонепроницаемых перегородок;
  • слоновая кость – контейнеры спасательных плотов, оборудование в промыслово-ходовой рубке;
  • белый – промыслово-ходовая рубка, надводный борт от носового привального бруса до палубы бака, леерное ограждение на бане и верхнем мостике, вентиляционные оголовки на верхнем мостине, вьюшка на бане, антенна РЛС «Furuno»;
  • некрашеное дерево – палубный настил на норме.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 760 просмотров
Комментарии (0)

Разделы статей