Моделист Конструктор выпуск январь №1 2001

Походная электростанция
Поняга, рюкзак и колесо
Горнолыжный тормоз
Трактор с комфортом автомобиля
Биогаз на ферме
Спасет и трактор, и автомобиль
Вешалка в вариациях
Настольный сверлильный
Аэродинамика - карбюратору!
Домик-гномик
Повторитель стоп-сигнала
Советы со всего света
Звонки по расписанию
Пульт не подведет
Калорифер за несколько минут
Электробагги для начинающих
Противоградовая «Алазань»
Аэрокаталог
Самурай выбирает меч
Охотник за субмаринами
Танк из Праги
Приложение - Миноносцы и эсминцы

Противоградовая «Алазань»

    Алазань - горная река в Восточной Грузии, вдоль которой проходит граница с Азербайджаном. В верховьях она течет в глубоких ущельях, покрытых лесом. По выходе из гор протекает по обширной, раскинувшейся на полторы сотни километров низменности, которую испокон веков называют Алазанской долиной. Это поистине чудесный и благодатный уголок Кахетии. На живописных склонах раскинулись поля, сады и богатейшие виноградники. Именно они прославили Кахетию на весь мир - из собранного там винограда получают знаменитые сорта грузинских вин.

    Бичом виноградников были градовые дожди, которые наносили большой ущерб, так как приходились в основном на период созревания и уборки урожая. Для защиты от града и была разработана эта мирная ракета.

    Впервые противоградовое оружие у нас в стране было разработано в 1961 - 1963 годах Всесоюзным Высокогорным противоградовым институтом. Это были ракетный комплекс "Облако" и артиллерийский - "Эльбрус". В основу первого была положена ракета нетрадиционной полутянущей схемы, которая после выполнения задания спускалась на парашюте. Во втором использовались доработанные артиллерийские снаряды.

    Но как первая, так и вторая системы позволяли производить только разовый запуск ракеты или одиночный выстрел. Понятно, что эффективность их применения оставляла желать лучшего.

    Поэтому была продолжена разработка новых подобных систем на базе армейских ракет и установок залпового огня.

    Работы над новым противоградовым комплексом велись под общим руководством доктора технических наук М.Т. Абашева. При доработке армейская ракета претерпела ряд изменений. Во-первых, вместо боевого заряда в головной части размещалась пиротехническая шашка активного дыма (ШАД) с химическим реагентом, которая, сгорая, распыляла по трассе полета йодистое серебро или йодистый свинец. В результате такой обработки грозовых облаков вместо града на землю проливался дождь, что спасало урожай. Во-вторых, в электрическую схему ракеты был добавлен ликвидатор, уничтожающий ее корпус из бакелитовой бумаги до безопасных осколков.

    Новый противоградовый комплекс получил название "Алазань", так как предназначался в первую очередь для защиты виноградников Алазанской долины Грузии, которые особенно сильно страдали от града. Причем поражения порой были настолько жестокими, что урожай не появлялся даже на следующий год, а это наносило большой ущерб экономике СССР. В комплекс входили ракеты "Алазань-2М-1СТ" (на левом фото в заставке она с пластиковыми стабилизаторами, на правом - с алюминиевыми) и "Алазань-2М", а также пусковая установка ТКБ-040, рассчитанная на 12 ракет, которые, как и боевые, можно было запускать по одной, по несколько и даже залпом.

    Комплексы "Алазань" применялись в России (на Северном Кавказе), на Украине, в Армении, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Узбекистане, Молдавии и даже в далекой Аргентине. Анализ результатов их использования показал, что потери от градобития сельскохозяйственных культур уменьшались примерно на 70 процентов.

    Ракета "Алазань-2М-1СТ" состоит из головной части, двигателя, стабилизатора, соплового блока и механизма самоликвидации. В головной части расположены взрыватель и пиротехническая шашка с химическим реагентом.

    При подаче электрического импульса на электрокапсюльную втулку соплового блока воспламеняется топливная шашка двигателя. При достижении им необходимой тяги ракета срывается со стопорного устройства и начинает движение вперед по наклонной направляющей.

    В полете под действием набегающего потока воздуха крыльчатка раскручивается и освобождает боек, который ударяет в капсюль. Происходит срабатывание головного взрывателя, который воспламеняет пиротехническую шашку. В это же время подается электрический импульс на механизм самоликвидации одновременно по основному и дублирующему каналам. При горении шашки в градовое облако поступает аэрозоль активного реагента.

    После ее выгорания на 41-43-й секунде полета срабатывает самоликвидатор по основному каналу. Если этого не происходит, то через несколько секунд команда повторяется по дублирующему каналу. Отработавшая ракета уничтожается на высоте не менее километра.

    Описание модели-копии

    Модель-копия противоградовой ракеты "Алазань-2М-1СТ" в масштабе 1:1 разработана и изготовлена в кружке клуба "Союз" (г. Москва). Выступая с такой моделью на Первенстве России 1998 года по ракетомодельному спорту среди школьников, ученик 8 класса Кирилл Агеев занял первое место. Постройка модели под силу начинающим моделистам и не требует дефицитных материалов.

    Корпуса двигательного отсека и механизма самоликвидации делают на оправке диаметром 80 мм, которую предварительно смазывают вазелином и обматывают слоем лавсановой пленки, чтобы потом легче было снимать полученную заготовку. Затем на оправку наматывают один слой стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. На нее сразу накладывают лист плотной бумаги (желательно ватмана), предварительно выкроенный так, чтобы на оправке он соединился встык.

    Такая технология упрощает работу и позволяет обойтись без дальнейшей зачистки поверхности наждачной бумагой. После отверждения смолы полученную заготовку разрезают в том месте, где должно быть установлено нижнее контактное кольцо.

    Головную часть, корпус взрывателя, основание крыльчатки и сопловой блок вытачивают из липы. Шесть отверстий для выхода аэрозоля просверливают в головной части под углом 45° к оси. На прототипе это сделано для того, чтобы химический реагент выходил назад по полету.

    В центре основания крыльчатки сверлят отверстие диаметром 2,5 мм. Ее восемь лопастей - из целлулоида толщиной 0,5 мм в нагретом состоянии формуют на оправке диаметром 18 мм и приклеивают к основанию эмалитом.

    Имитацию верхнего контактного кольца вытачивают заодно с корпусом головной части. Ниже контактного кольца делают посадочный выступ высотой 5 мм (а в ответной части соответственно расточку под него) для соединения с корпусом отсека механизма самоликвидации.

    Нижнее контактное кольцо представляет собой соединительный шпангоут, имеющий в верхней части посадочный выступ высотой 5 мм для стыковки с отсеком механизма самоликвидации. А в нижней части - посадочный выступ высотой 40 мм, предназначенный для соединения верхней части модели с корпусом двигателя с плотной посадкой (не приклеивать!), чтобы во время срабатывания вышибного заряда двигателя произошло разделение частей модели для их спасения.

    На модели в центре соплового блока вместо электрокапсульной втулки крепят маршевый двигатель, а в отверстиях конусных сопел - двигатели имитации вращения прототипа.

    Отсеки для этих двигателей изготавливают на оправках диаметром 20,5 и 13,2 мм из трех слоев стеклоткани толщиной 0,1 мм, пропитанных эпоксидной смолой. После отверждения смолы втулки снимают и обрезают по длине: 70 мм - для центрального двигателя и 35 мм - для периферийных.

    Стабилизаторы делают из липовых пластин.

    Окраска модели. Сначала все детали зачищают мелкой наждачной бумагой, затем грунтуют жидкой шпаклевкой, после ее высыхания снова зачищают мелкой наждачной бумагой, а уже потом окрашивают. Головную часть, корпуса взрывателя и механизма самоликвидации, а также сопловой блок и стабилизаторы окрашивают краской НЦ-25 желтого цвета, затем неравномерным слоем по всей поверхности деталей наносят светло-коричневую и коричневую краску (причем каждый последующий слой накладывается после полного высыхания предыдущего). Потом эти детали обрабатывают мелкой наждачной бумагой до появления светлых разводов, имитирующих внешний вид пластмассы АГ-4, как на прототипе. А в завершение их поверхности полируют пастой ГОИ до зеркального блеска.

    Корпус двигателя и крыльчатку окрашивают нитроэмалью НЦ-25 светло-серого цвета. Маркировку на корпусе двигателя наносят при помощи трафарета черной нитроэмалью, а на взрывателе при помощи "моментального шрифта".

    Сборка модели ведется в следующем порядке. Сначала к головной части крепят корпуса взрывателя и механизма самоликвидации при помощи посадочных выступов и клея ПВА. Предварительно изготовленную крыльчатку привинчивают шурупом 2x15 к основанию корпуса взрывателя так, чтобы было обеспечено ее свободное вращение для полной имитации прототипа.

    Затем к механизму самоликвидации с помощью ПВА приклеивают шпангоут, имитирующий нижнее контактное кольцо. Пока клей не успел затвердеть, проверяют соосность всех склеиваемых деталей. Для этого к головной части стыкуют корпус двигателя и, вращая детали вокруг продольной оси, убеждаются в отсутствии перекосов. Когда клей подсохнет, места, где должны быть контактные кольца, для их имитации оклеивают полосками металлизированной самоклеющейся пленки.

    К сопловому блоку винтами М5 крепят стабилизаторы и на эпоксидной смоле вклеивают отсеки для двигателей: центральный - вертикально, а периферийные - под углом 6 к продольной оси модели. Затем, контролируя расположение стабилизаторов относительно маркировки ракеты, соединяют на клее ПВА сопловой блок с двигательным отсеком.

    В заключение сборки внутрь корпуса двигателя ракеты и головной части вклеивают фалы из капроновой нити диаметром 1,5 мм и длиной 1 м для крепления системы спасения, которая состоит из двух парашютов: для двигательного отсека используется полусферический капроновый диаметром 800 мм, а для головной части - треугольный планирующий площадью 0,3 м2.

    Стартовая масса модели 550 г. На ней установлены семь модельных ракетных двигателей: один маршевый МРД 20-10-3 и шесть стартовых МРД 5-3-0, имитирующих работу штатного двигателя прототипа, которые также обеспечивают вращение ракеты вокруг продольной оси.

    Модель-копия в отличие от прототипа запускается вертикально со стартовой установки из четырех направляющих штырей, скрепленных в верхней части специальной прямоугольной рамой.

    Перед стендовой оценкой модели не забудьте заклеить отверстия для выхода аэрозоля прозрачным скотчем. На прототипе это делается для того, чтобы во время хранения изделия в отверстия не попадали пыль и влага.

    Технические данные ракеты "Алазань-2М-1СТ"

 Калибр, мм  82,5
 Длина, мм  995,0
 Масса, кг  6,53
 Масса ШАД, кг  1,2
 Время от пуска до начала дымообразования, с  6 - 7
 Максимальная дальность полёта, км  5,0
 Максимальная высота полета, км  4,0
 Эффективный радиус действия ШАД, км  2,0
 Вероятность безопасного применения, %  99,97

Модель-копия противоградовой ракеты Алазань-2М-1СТ

    Модель-копия противоградовой ракеты "Алазань-2М-1СТ":

    1 - корпус взрывателя; 2 - крыльчатка взвода взрывателя; 3 - лыска под ключ для монтажа взрывателя (2 шт., диаметрально противоположные); 4- отверстие для выхода аэрозоля активного реагента (6 шт.); 5 - корпус головной части; 6 - контактный провод механизма самоликвидации; 7 - корпус механизма самоликвидации; 8 - корпус двигателя твердого топлива; 9 - стабилизатор; 10 - сопловой блок; 11 - контактные кольца; 12 - воздухозаборник для раскрутки крыльчатки взрывателя; 13 - окно выхода воздуха (3 шт.); 14 - электрокапсульная втулка; 15 - технологическое отверстие глубиной 5 мм под ключ для монтажа соплового блока (2 шт.); 16 - конусное сопло (6 шт.); 17 - винты М5 крепления стабилизатора; 18 - гайка М3 крепления электроконтакта капсульной втулки; 19 - полукруглый технологический паз под ключ для монтажа электрокапсульной втулки (3 шт.); 20 - углубления для фиксации контактных колец на корпусе механизма самоликвидации (4 шт.); 21 - отверстие 3 в контактном кольце, а в корпусе механизма самоликвидации 1 для подпайки изнутри провода; 22 - отверстие 2 для выхода контактного провода

    Места для надписей:

    I - ТА-5 42-М (маркировка взрывателя, обычный шрифт высотой 4 мм); II - АЛАЗАНЬ-2М-1СТ (маркировка ракеты, прямой заглавный шрифт, выполненный по стандартному трафарету, высота букв 10 мм); III - обозначение центра масс; IV - 1203 (серийный номер, высота цифр 10 мм); V - 99-89 (номер партии, высота цифр 10 мм)